Цепь питания синицы

НП «ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА:
«Биология»
МОДУЛЬ:
5
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
(ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5)
ДАТА ВЫПОЛНЕНИЯ
16.01.2013

Выполнила студентка:
Бараблина Любовь Владимировна
проживающая по адресу:
г. Псков, ул.Волкова, д. 3, кв. 1
Специальность:
Земельно-имущественные отношения
Подпись студента:

Самые яркие цвета и самые декоративные узоры среди колибри носят самцы, и цель, очевидно, заключается в том, чтобы произвести впечатление на женщин. После спаривания мужчина больше не участвует в семейной жизни. Самка строит гнездо, инкубирует крошечные яйца и кормит молодых. Учитывая количество энергии, которое требуется индивидуальной колибри, только для того, чтобы прокормить себя, кажется замечательным, что женщина может очень успешно поднять молодого человека.

Здесь насчитывается более трехсот видов колибри, все из которых относятся к Америке. Подавляющее большинство, что не удивительно, встречается в тропиках, где цветы изобилуют круглый год. Только несколько видов достигают Соединенных Штатов; южная Аризона насчитывает более десятка из них. Коричневый колибри — единственный настоящий пустынный хаммер здесь, но некоторые другие живут по краям пустыни. Черные и ширококомандные колибри гнездятся в лучах леса летом, в то время как Анна Хаммингберд, недавний оккупант из Калифорнии, гнездится в том же зимой.

ТАМБОВ
2013
УЭ2.Лабораторные работы
Лабораторная работа №9
«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Цель:
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны бытьна пропущенном месте следующих пищевых цепей:
Нектар цветов — муха- паук — синица- ястреб
Древесина- личинка усача — дятел
Трава –кузнечик- орел — уж-змееяд
Листья- гусеница бабочки — кукушка
Семена-мышь полевая — гадюка-аист.

Представитель Соноран Вид пустыни

Руфские колибри, находящиеся на юг от гнездовых площадок на северо-западе США. Самые маленькие птицы в мире принадлежат к этой семье. В плохом свете мужчины выглядят темными с красными счетами и раздвоенными хвостами. В хорошем свете головка и грудь мужчин имеют синий или синий оттенок.

Самки тускло серо-зеленые, но сохраняют темный раздвоенный хвост и имеют красный цвет только у основания нижней челюсти. Этот колибри переливается зеленым и серым. У мужчины есть бархатное черное горло, нижняя граница которого радует фиолетовым светом. Темное пятно горла сильно контрастирует с белой верхней грудью, придавая эффект воротничка.

2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактериигниения, комар, кузнечик. Укажите количество энер-гии, которое переходит с одного уровня на другой.
Трава –кузнечик –лягушка –уж -бактерии гниения
ягодный кустарник –заяц –волк –муха -бактерии гниения
Количество энергии всегда переходит по правилам 10 %/ на каждый следующий уровень переходит лишь 10 % всей энергии.

Самкам не хватает темных горловых пятен. Эти «огненные голые» колибри переливаются зеленым и серым внизу. Кроме того, мужское горло и лоб радуются малиновой розе в хорошем свете, при плохом свете эти области кажутся бархатистыми черными. Женщины вообще не имеют этих радужных розовых пятен, но могут иметь несколько розовых перьев на горле. Этот «горячий» колибри переливается зеленым и серовато-белый. У мужчин в хорошем свете есть радужный аметист, лиловый лоб и горло. Раздражающее горло патч распространяется на удлиненные «усы».

В плохом свете эти пятна кажутся бархатистыми черными. Женщине полностью не хватает этих пятен. Самец — корица-рыжий на верхних частях, хвосте, нижней груди и животе. В хорошем свете, горло радует металлический апельсин до алой. Самка радужная бронза-зеленая над и тускло-белая внизу.

3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой(около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи из задания 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
биомасса(сверху вниз)
1) 4
2)40
3)400
4)4000
5)40000
численность
1)2
2)400
3)40000
4)4000000
5)8000000

4. Сделайте вывод: что отражают правила экологических пирамид?
Экологические пирамиды — это графические изображения численности и структуры между продуцентами,консументами и редуцентами. Основанием пирамиды служит уровень продуцентов, а последующие уровни питания образуют этажи и вершину пирамиды. Известны три основных типа экологических пирамид:
1) пирамида чисел, отражающая численность организмов на каждом уровне (пирамида Элтона);
2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества, — общий сухой вес, калорийность и т.д.;
3) пирамида продукции (или энергии),имеющая универсальный характер, показывает изменение первичной продукции (или энергии) на последовательных трофических уровнях.
Все три правила пирамид отражают энергетические отношения в экосистеме, а пирамида продукции (энергии) имеет универсальный характер.
В природе, в стабильных системах биомасса изменяется незначительно, т.е. природа стремится использовать полностью валовую продукцию. Знаниеэнергетики экосистемы и количественные ее показатели позволяют точно учесть возможность изъятия из природной экосистемы того или иного количества растительной и животной биомасссы без подрыва ее продуктивности.
Лабораторная работа № 10
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие подвоздействием условий окружающей среды.
Ход работы.
1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды,
компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
падают прямыесолнечные лучи;
в аквариуме обитает большое количество рыб.
1. Аквариум можно рассматривать как маленькую экосистему, которой присущи многие свойства больших экосистем, а животные и растения живущие в нем являются аналогами целых видов или их популяций.
Условия: температура воды, освещение, кислотность воды.Прежде чем запустить рыб в аквариум желательно.

У нее также есть коричная стирка на боках и много рыжих на всех хвостовых перьях. Колибри занимают самые умеренные и тропические среды обитания в западном полушарии. Они, как правило, предпочитают края плотных местообитаний, а также скрубберные участки открытых местообитаний. Ширококомандующий колибри: в штате Аризона и Сонора широкая выгода встречается в нижних горных каньонах и в мецетитовых бочках более крупных моек и рек. Места обитания также включают тернистый лес и терновый куст южной Соноры.

Чернокожий Колибри: Это «летний хаммер» в южной Аризоне. В Аризоне чернокожий населяет лиственные ассоциации лесов в низменных горных ущельях, пустынных прибрежных местах обитания и городах. Колибри Анна: Колибри Анна обычно считается оседлой резидентной птицей Тихоокеанского склона, к западу от гор Сьерра-Невады, а некоторые птицы посещают южную Аризону и северную Сонору осенью и зимой. Первое гнездование в Аризоне произошло в Аризоне, Коляски Анны находятся в жилых районах, чаще всего связанных с кормушками и экзотическими насаждениями.

доступная следующему трофическому уровню, в противоположность компоненту NU , который доступен на данном трофическом уровне.

Рис.1.4. Универсальная модель потока энергии

Отношения Р /R и биомасса/Р широко варьируют. Они имеют важное экологическое значение. В целом часть энергии, идущая на дыхание, т.е. на поддержание структуры организма, велика в популяциях крупных организмов и в сообществах с большой биомассой на корню. При стрессовых воздействиях на биологическую систему расходы на дыхание возрастают. Величина продукции сравнительно велика в активных популяциях мелких организмов, например, бактерий или водорослей, в молодых быстро растущих сообществах, в системах, получающих энергетические дотации. Продукция может принимать различные формы. Три ее типа указаны на рисунке: G — рост и увеличение биомассы, Е — ассимилированное органическое вещество, выделяемое с секретами, S — запас, например жировые накопления, которые могут быть использованы позже (хищник использует энергию запасных веществ, чтобы найти новую жертву).

Читайте также:  Собака писает кровью лечение

Их также можно найти в пустынях и прибрежных лесах. Колибри Колибри: Этот колибри обитает в сообществах десертов, где доминируют кактусы, окотилло, чупароза и лайчи. Это, вероятно, наша самая аридно-адаптированная колибри. Он имеет тенденцию мигрировать на север через западную Сонору, западную Аризону, на тихоокеанское побережье; он имеет тенденцию мигрировать на юг через Скалистые горы, включая восточную Аризону. Этот ежегодный миграционный путь формирует широкий овал на большей части западной части Северной Америки.

Самцы обычно мигрируют перед самками и незрелостью. Во время миграции в Аризоне и Соноре, Руфус использует большое разнообразие мест обитания от пустынных крабов до горных лугов, где есть цветы или кормушки. Экологические эквиваленты в Старом Свете включают в себя едоков из Австралии и солнечных птиц Африки. Хотя многие из этих других птиц могут иметь специализированные формы банкнот и типы стопы для получения нектара, а некоторые имеют яркое или переливающееся оперение, ни одна из них не достигает специализации на некаривность, которую имеет колибри.

1 . Составить схему пищевой цепи из перечисленных организмов, обозначить трофические уровни и дать им определения, указать, к какому типу относится пищевая цепь:

а) личинки падальных мух, мертвое животное, лягушка, обыкновенный уж; б) лиса, трава, кролик; в) листовая подстилка, дождевой червь, ястреб-перепелятник, черный дрозд;

Колибри также едят много маленьких, мягкотелых членистоногих. Североамериканские колибри высокотермичны, оба пола защищают кормящие территории, мужчины, защищающие территории ухаживания, и женщины, защищающие гнездовые территории. Эти территории охраняются дисплеями, песнями, погонами или просто присутствием хаммера на обнаженном окуне.

Колибри — разнородные заводчики. Мужчины просто суды и помощники с восприимчивыми самками. Самка может спариваться с более чем одним мужчиной, но только она строит гнездо, закладывает и инкубирует яйца, размножается и склоняет молодых. Гнездо не намного больше, чем стекло джиггера. Обычно он состоит из волокнистого растения или семян и мхов, соединенных вместе и с веткой с паутиной. Гнездо может быть выровнено с волосами или перьями и украшено листьями, полосками коры или лишайниками, в зависимости от вида.

г) божья коровка, тля, сосна, насекомоядная птица, паук; д) кулик, береговая улитка, сорока, фитопланктон е) землеройка, паук, нектар, сова, муха;

ж) скворец, личинка мухи, пищевые отходы, ястреб-перепелятник; з) землеройка, дождевой червь, опавшая листва;

и) паук, сок розового куста, хищная птица, насекомоядная птица, тля; к) рыжая полевка, обыкновенная неясыть, ежевика; л) сельдь, диатомовые водоросли, веслоногие рачки;

Только 2 яйца размером с бобов укладывают и инкубируют в течение приблизительно 2 недель, в зависимости от вида. Молодые являются альтипичными и питаются смесью нектара и мелких, мягких членистоногих, таких как пауки и комары. Они исчезают примерно через 3 недели в зависимости от вида и в некоторой степени от погоды.

Как и многие животные, большинство колибри умирают в течение своего первого года. После этого их продолжительность жизни может возрасти до 3 или 4 лет. Немногие живут мимо этого, хотя есть запись о Широкохвостых Колибри, живущих 11 лет. В Соноре они могут начаться раньше. Гнездо оседлано на горизонтальной конечности и обычно украшено длинными полосками коры или листьев. У самцов есть короткая, жужжащая, скрипучая рекламная песня. Дайвинг-дисплей для мужчин состоит из маятникового маятникового погружения длиной около 100 футов.

м) пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд; н) паук, нектар цветов, муха, синица, ястреб; о) короед, дятел, древесина; п) кузнечик, уж, цапля, лягушка, трава; р) мышь, аист, семена, гадюка; с) гусеница, листья, кукушка;

т) личинка ручейника, зоопланктон, бокоплав, полярная тресочка, тюлень (кит, полярный медведь), фитопланктон; у) личинки насекомых, торф, хариус, белый медведь; ф) утка-морянка, фитопланктон, бокоплав.

На дне маятника громко звучит жужжащий звук, который, предположительно, создается крыльями или хвостом. Колибри Анна: Колибри Анна — одна из самых ранних из наших гнездящихся птиц. Сезон размножения может продолжаться до мая. Его рекламная песня скрипов и гудков более громкая и более «музыкальная», чем большинство. И мужчины, и женщины дают «военный крик», состоящий из быстрой серии гудков, когда они преследуют злоумышленников из своего района. Самец также демонстрирует дайв-дисплей в форме 100 футов «Дж.».

Внизу погружения он громко писк. Колибри: сезон размножения в Аризоне и Соноре — это зима и весна. Некоторое размножение может произойти позже в Нижней Калифорнии и в южной Калифорнии. У самцов есть «песня», состоящая из одного затянувшегося свистка, напоминающего рикошетовую пулю. Колибри «украшают» свои гнезда для маскировки их, плетения листьев и палочек и растительных волокон во внешнюю часть гнезд. Некоторые из женщин довольно дерзкие и даже приземляются на посетителей, чтобы вытащить особенно подходящий кусок пряжи.

2 . На рис. 1.5 показаны потоки энергии, проходящей через небольшую часть луговой экосистемы:

а) какова валовая первичная продукция злаков и разнотравья; б) какова эффективность фотосинтеза, т.е. преобразования

поступающей солнечной энергии в валовую продукцию; в) чему равна продукция паукообразных; г) чему равна продукция саранчовых;

Они также были очень щедрыми. Однако со дня открытия мы видели гнезда косы, широковещания, чернокожих, Анны и Каллиопы, гнездящиеся яйца и молодых молодых. Всего было построено 114 гнезд, заложено 186 яиц, выведено 116 птиц и 102 птицы. Ни один другой зоологический институт не может похвастаться таким успехом.

Но этот успех не принесли больших усилий со стороны хранителей выставки и колибри — особенно когда дело доходит до создания гнезда. В течение месяца после ремонта несколько колибри начали строить гнезда. Гнезда были рыхлыми и довольно хрупкими, и даже опытные гнезда испытывали трудности. Большинство гнезд развалилось, и мы потеряли несколько яиц, которые выпадали и сломались. Колибри используют паутинную лямку как способ связывать и связывать свои гнезда вместе. Пауки еще не восстановились в шлепанье нового экспоната.

д) сколько энергии теряется при дыхании и выделении фекалий у полевых мышей;

е) какие организмы являются продуцентами; ж) какие организмы являются первичными консументами;

з) какие организмы являются вторичными консументами; и) какие организмы относятся к автотрофам, гетеротрофам?

3 . Для экосистем, указанных в табл. 1.1 рассчитать чистую первичную продукцию, продуктивность сообщества. Сравнить экосистемы. Какие сообщества являются стабильными?

В течение нескольких дней пауки ткали свои паутины в вольере, и гнезда птиц сразу же улучшались. -Карен Креббс. Быть колибри — это водить машину с одним галлонным бензобаком: почти полностью необходимо заправлять топливом. Колибри часто опасны вблизи пределов своих энергетических запасов. В холодные ночи, когда затраты на поддержание тепла особенно высоки, может оказаться слишком рискованным для колибри, даже чтобы он не работал на холостом ходу.

Читайте также:  Зоовыставка в москве 2018

В такие моменты колибри ощетинивает свои перья, чтобы позволить теплоте тела, и его температура быстро приближается к температуре его окружения. Его сердечный ритм резко падает, и он может перестать дышать в течение нескольких минут. Он кажется безжизненным, неподвижно цепляясь за его ветку с вытянутой головой к ее телу, и ее счет резко направлен вверх. На рассвете он переводит свои метаболические двигатели и снова нагревается.

Рис. 1.5. Поток энергии через небольшую часть луговой экосистемы (кДж / м2 . год)

Т а б л и ц а 1.1 Годовая продукция в экосистемах, ккал/ м2 в год

Такая временная спячка называется оцепенением. Колибри становятся мучительными не только для борьбы с топливными кризисами, но и для экономии энергии для миграции. И так как птицы теряют влагу при каждом вдохе, становясь хрупкими, также помогает пустынным колибри сохранить воду.

Лазаров, Секретные жизни колибри. Они живут исключительно в Западном полушарии, от Аляски до верхушки Южной Америки. Описание: У обоих полов есть твердая изумрудно-зеленая спина и хвост. Мужчины имеют переливающееся красное горло, которое может казаться черным в плохом освещении, зеленоватыми боками и серым сундуком, без белых во внешних хвостовых перьях. Женщины меньше, не имеют красного цвета и вместо этого имеют белое горло и грудь, а белые — на внешних хвостовых перьях.

4 . С помощью рис. 1.6 выполнить следующие задания.

а) В пирамиде А первичные продуценты (растения) — организмы малых размеров, а численность их выше численности травоядных животных. Опишите и объясните различия между пирамидами А и Б.

в) Дайте объяснение различия между пирамидами А и В.

Консументы 3-го порядка

Консументы 2-го порядка

Консументы 1-го порядка

Консументы 3-го порядка

Консументы 2-го порядка

Рис. 1.6. Экологические пирамиды численности

5 . Пользуясь правилом экологической пирамиды, подсчитайте, какая площадь соответствующего биогеоциноза может выкормить одну особь последнего звена в цепи питания:

а) планктон — нехищная рыба — щука 10 кг; б) планктон — нехищная рыба — скопа 5 кг;

в) планктон — нехищная рыба — орлан-белохвост 6 кг; г) растения — беспозвоночные — карп 3 кг.

Биологическая продуктивность планктона 600, донной растительности 1000 г/м2 в год (в пересчете на сухое вещество).

6 . По данным, приведенным в табл. 1.2 определить, какой из видов более эффективно использует энергию пищи на рост и накопление жировых запасов.

Т а б л и ц а 1.2

Продукция, тыс. кал/ га

7 . По данным табл. 1.3 рассчитать количество усвоенной пищи и ту часть усвоенной пищи, которая идет на метаболизм и на прирост биомассы. На что расходуется большая часть энергии пищи?

Т а б л и ц а 1.3

Показатели трофической деятельности сусликов в полупустыне Прикаспия, кг/га сухой массы

8 .Зная правило десяти процентов, рассчитайте:

A. Сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг. Уровни пищевой цепи: орел, трава, заяц.

Б. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. Уровни пищевой цепи: зоопланктон, мелкие рыбы, щука, окунь, фитопланктон.

B. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь весом 300кг. Уровни пищевой цепи: лосось, мелкие рыбы, медведь, зоопланктон, фитопланктон.

Г. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один синий кит весом 150т. Уровни пищевой цепи: синий кит, фитопланктон, зоопланктон.

9 .Соотнесите понятия, обозначающие различные способы добывание пищи, с ихопределениями.

А. Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться. Б.Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани или клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания.

В.Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения, на которых он не тратит много сил.

Г. Водное животное, процеживающие через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей.

Д. Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие, неспособные убегать и сопротивляться пищевые объекты.

а) заяц — клевер; б) дятел — короеды; в) лиса — заяц;

г) человек — аскарида; д) медведь — лось;

е) медведь — личинки пчел; ж) синий кит — планктон; з) корова — тимофеевка; и) гриб-трутовик — береза; к) карп — мотыль; л) стрекоза — муха;

м) моллюск беззубка — простейшие; и) тля — щавель;

о) гусеница сибирского шелкопряда — пихта; п) кузнечик — злак мятлик; р) губка — простейшие; с) вирус гриппа — человек; т) коала — эвкалипт;

у) холерный вибрион — человек; ф) жук божья коровка — тля;

х ) муравьед — термиты.

11 .Прочитайте список организмов и укажите, к каким из перечисленных групп они относятся. Составьте таблицу.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, — есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер кролик — волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб — перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).
Читайте также:  Кот дышит с открытым ртом после игры

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями — гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Вывод:

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

10. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) чайка —> окунь —> мальки рыб —> водоросли

Б) водоросли —> чайка —> окунь —> мальки рыб

В) мальки рыб —> водоросли —> окунь —> чайка

Г) водоросли —> мальки рыб —> окунь —> чайка

11. Продолжите цепь питания: пшеница —> мышь —> .

7. Общие выводы урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)
  2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)
  3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)
  4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)
  5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.

2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества.

  • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела)
  • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса)
    и т. д.

3. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических – бактерии и грибы.

Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб. Стрелка в пищевой цепи направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест. Первое звено пищевой цепи – продуцент, последнее – консумент высшего порядка или редуцент.

Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%, правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.
а) часть травы она не переварила и выбросила с калом
б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии.

Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху – консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *