Эрзац йорк

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 257 616
  • КНИГИ 590 890
  • СЕРИИ 22 037
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 550 598

Можно предположить, что незадолго перед окончанием войны британское Адмиралтейство было умышленно введено немцами в заблуждение о высокой степени готовности "Макензена". Англичане позволили исправить эту "ошибку" лишь председателю немецкой комиссии по перемирию. 17 ноября 1919г. крейсер был вычеркнут из списка кораблей военно-морского флота, в 1921 г. продан на слом и в 1922 г. в Киле разобран на металл.

Из первоначально запланированной серии в количестве семи линейных крейсеров типа "Макензен" ни один не достроили. Если бы Германия ускорила постройку одного или двух из них, она получила бы очень сильное оружие против британских линейных крейсеров, поскольку те из них, которые должны были вступить в строй, были значительно слабее. Во время войны со стапелей сошли головной корабль серии "Макензен" и "Граф Шпее". Кроме того, чтобы освободить эллинг, после окончания войны был спущен еще и третий корабль.

Еще три начатые постройкой корабля этого типа были перепроектированы под 381-мм орудия и получили обозначение как тип "Эрзац Йорк". Поскольку при этом необходимо было использовать уже находящиеся в постройке машинные установки, элементы бронирования и части корпуса, новый проект мало отличался от предыдущего. Поэтому "Макензен" остался последним линейным крейсером германского имперского флота, строившимся в нормальных условиях и частично построенным. Он явился не только окончанием данного пути развития линейных крейсеров, но и его блестящим апогеем.

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ГРАФ ШПЕЕ"

Постройка линейного крейсера под названием "Эрзац Блюхер", позднее названного "Граф Шпее", производилась на верфи "Шихау" в Данциге (строительный № 958). Заказ на его постройку был выдан 15 апреля 1915г. и размещен на ассигнования из военного фонда. Киль заложили 30 ноября 1915 г. По контракту спуск со стапеля планировался весной 1917 г., однако, согласно указанию штаба эскадры, корабль подготовили к спуску лишь 15 сентября 1917 г.

При спуске на воду линейному крейсеру дали название "Граф Шпее". В роли восприемника на крестинах речь держал командующий морскими силами Балтийского моря и генерал-инспектор флота rpocc-адмирал Принц Генрих Прусский, чьим многолетним адъютантом и флаг-лейтенантом когда-то был граф фон Шпее. Роль крестной матери исполняла графиня Маргарета фон Шпее, вдова командира крейсерской эскадры, погибшего у Фолклендских островов вместе со своим флагманским кораблем.

Дальнейшая постройка продвигалась медленно, а затем совсем остановилась. К концу войны корабль находился в Данциге в незаконченном состоянии. В состав флота не вводился. 17 ноября 1919 г. вычеркнут из списков военноморского флота. 28 октября 1921 г. продан в Киль на слом за 4 400 000 миллиона марок (с учетом разразившейся в послевоенной Германии инфляции) и там же фирмой "Дейче-верке А.Г." в 1921-23 гг. был разобран на металл.

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ЭРЗАЦ ФРЕЯ"

Линейный крейсер под названием "Эрзац Фрея" заложили 1 мая 1915 г. на верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге (строительный № 241) и затем должны были переименовать в "Принц Этель Фридрих". К концу войны кораблю не хватило 21 месяца до окончания постройки. Чтобы освободить стапель, 13 марта 1920 г. незаконченный корпус преждевременно спустили на воду. При этом рабочие Гамбургской верфи дали ему название "Носке". Разобран в 1922 г. в Гамбурге.

Корпуса линейных крейсеров "Макензен" (справа) и "Граф Шпее" у достроечной стенки.

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ЭРЗАЦ А"

Линейный крейсер под названием "Эрзац А" заложили 3 ноября 1915 г. на Государственной верфи в Киле (строительный № 35) и затем должны были переименовать в "Эрзац Фридрих Карл", но окончательно его предполагали назвать "Фюрст Бисмарк". На корабле планировали установить 4 комплекта турбин Парсонса с гидравлическими редукторами Фотингера.

Корабль не был закончен постройкой и 17 ноября 1919 г. был вычеркнут из списков военно-морского флота. Отдельные установленные на эллинге части корпуса разобрали в 1922 г.

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ЭРЗАЦ ЙОРК"

Первые четыре корабля типа "Макензен" из первоначально намеченных к постройке семи единиц, а именно "Эрзац Виктория Луиза" ("Макензен"), "Эрзац Фрея", "Эрзац Блюхер" ("Граф Шпее") и "Эрзац Фридрих Карл" строились по утвержденному проекту и имели калибр главной артиллерии 355 мм. Для трех остальных ("Эрзац Йорк", "Эрзац Гнейзенау" и "Эрзац Шарнхорст") департамент общего проектирования "А" смог учесть назревшие к тому времени требования, так что эти корабли можно считать отдельным типом линейных крейсеров.

Спроектированные в 1915 г., эти корабли имели тактико-технические данные, в основном, как и у "Макензена". Новый проект для трех последних кораблей явился попыткой спроектировать линейный крейсер с восемью 381-мм орудиями, используя уже заказанные механизмы. Из упомянутых крейсеров на стапеле был заложен лишь один "Эрзац Йорк", хотя для всех уже находились в работе машины и броня.

Кроме того, в основу разрабатываемого проекта положили требование командования флота по усилению артиллерии, повышению скорости и улучшению защиты. Из всех этих требований удалось выполнить только первое. Скорость, по сравнению с "Макензеном", с учетом увеличения водоизмещения при той же мощности машин должна была снизиться: при испытаниях на мерной миле с 28 до 27,25 узлов, во время 6-часового форсированного хода с 26,5 до 26,0 узлов.

Водоизмещение крейсера составляло: нормальное 33500 т (возросло на 2500 т), полное до 38000 т; Conway [6] приводит соответственно 33000 т и 38000-38500 т. Длина корабля: полная 227,8 м, что на 4,8 м длиннее, чем у "Макензена"; ширина 30,4 м; средняя осадка 9,3 м.

Из всех главных размерений сохранилась только ширина, длина возросла на 4,8 м, осадка на 0,3 м. Тем самым остались почти неизменными такие коэффициенты формы корабля, как показатель остойчивости и коэффициент полноты водоизмещения. Увеличение осадки и повышение продольно изгибающего момента в результате возрастания веса башен делали желательным увеличение высоты борта корабля, и таким образом всю палубу подняли на 0,3 м выше, в то время как надводный борт сохранил свою прежнюю величину.

Форму корпуса корабля спроектировали вновь соответственно изменившимся размерам корабля. Правда, форма носовой и кормовой частей сохранилась благодаря находившимся в работе отливкам. Но были проведены новые протаскивания моделей, и таким образом уточнен его теоретический чертеж, что потребовало удлинения корпуса путем вставки в его средней части. Необходимость и возможность создания новой формы корпуса не вызывала сомнения, поскольку лишь для "Эрзац Йорка" на эллинге была установлена небольшая часть днища.

Однако в целом значительные изменения были неизбежны. Четыре двухорудийные башни 381-мм орудий с боезапасом весили более чем на 1000 т больше, чем первоначально запроектированные башни с 355-мм орудиями. По опыту увеличение веса одной части корабля всегда вызывало многократное возрастание всего водоизмещения.

Главная артиллерия состояла из восьми 381-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (17100 мм). Орудия располагались в установках образца 1914 г. (угол склонения -8° и угол возвышения + 16°) с максимальной дальностью стрельбы 20400 м. Позже угол склонения уменьшили до -5°, а угол возвышения увеличили до +20°, что позволяло бы увеличить максимальную дальность стрельбы до 23200 м. Орудия стреляли снарядами весом 760 кг с начальной скоростью 810 м/с. (вес заряда 274 кг). Боекомплект составлял 90 снарядов на орудие (720 снарядов для всех восьми орудий).

Процесс создания линейных крейсеров в Германии не прекратился на кораблях типа «Макензен», хотя и мог бы, потому что в феврале 1915 г. было решено продолжить строительство серии линейных крейсеров по тому же проекту, доведя общее их количество до семи, и никаких новых кораблей до конца войны Германия не заказывала. Однако 17 марта 1916 г произошло эпохальное для германского флота событие – Альфред фон Тирпиц покинул пост статс-секретаря военно-морского ведомства (морской министр) и его место занял адмирал Эдуард фон Капелле (Eduard von Capelle), отчего решение о продолжении строительства линейных крейсеров по типу «Макензен» подверглось пересмотру.

Читайте также:  Найада

Началось все с проработок линейных крейсеров, которые должны были строиться после семерки «Макензенов»: 19 апреля 1916 г. конструкторское бюро представило на рассмотрение три варианта нового линейного крейсера. Все они имели один и тот же состав вооружения: 8*380-мм орудий в двухорудийных башнях, 16*150-мм пушек, 8*88-мм зенитных орудий и пять 600-мм торпедных аппаратов. Бронирование за небольшими отклонениями соответствовало тому, что использовалось на «Макензенах». При этом вариант GK 1 имел нормальное водоизмещение 34 000 т, мощность машин 110 000 л.с. и скорость 29,25 уз при максимальном запасе топлива в 6 500 т. Вариант GK 2 был крупнее (38 000 т), мощность механизмов 120 000 л.с., запас топлива 7 500 т. и скорость 29,5 уз. Вариант GK 3 при равном водоизмещении и запасах топлива с вариантом GK 2 имел более толстые барбеты башен главного калибра (350 мм против 300 мм), но на 5 000 л.с. меньшую мощность, отчего должен был развивать только 29 уз. Насколько смог понять автор настоящей статьи, в остальном варианты различались только толщинами (и, возможно, формой) броневой палубы вне пределов цитадели – если первые два предусматривали защиту толщиной 50-80 мм в корме и 50 мм в носу, то третий имел усиление до 120 мм и 80 мм соответственно (но это не точно). В то же время в пределах цитадели бронирование оставалось (как и у «Макензена») весьма слабым – всего 30 мм.

Еще одним отличием от «Макензенов» стало бы увеличение количества котлов на нефтяном отоплении с 8 до 12. Перейти на нефть полностью немцы опять оказались не готовы, на этот раз ключевым аргументом было не отсутствие нефтедобычи на территории Германии, а то, что броневая защита «Макензена» не считалась совершенно достаточной для новых кораблей, и ослаблять ее дополнительно отсутствием угольных ям (которые, по мнению немцев, играли существенную роль в обеспечении живучести корабля) было признано невозможным. Рейнхард Шеер, к тому моменту уже вступивший в командование хохзеефлотте, предпочел наиболее быстроходный вариант GK 2.

Но все три указанных варианта представляли собой развитие линейных крейсеров, и это полностью устраивало морское министерство, продолжавшее стремиться к разделению «капитальных» кораблей на линкоры и линейные крейсера. А вот новый статс-секретарь считал такой подход устаревшим и высказывался в пользу слияния их в единый класс: соответственно, он предлагал строить новые корабли как быстроходные линкоры, обладающие бронированием и защитой линейного корабля, и скоростью, позволяющей им действовать совместно с линейными крейсерами.

Естественно, такое предложение повлекло за собой дискуссии: морское министерство предложило пересмотреть проект линейного крейсера, поставив во главе не усиление вооружения, а усиление бронезащиты, что, по мнению специалистов, давало кораблю больше шансов в противостоянии с линкорами и не нарушало «Закона о флоте». Впоследствии такие линейные крейсера могли развиться в тип быстроходного линкора. При этом контр-адмирал Хеббингаус (Hebbinghaus) выступил за отмену строительства четырех линейных крейсеров из семи. Статс-секретарь поддержал контр-адмирала, но по итогам рассмотрения приостановили заказ только трех линейных крейсеров, имевших обозначения «Эрзац Йорк», «Эрзац Шарнхорст» и «Эрзац Гнейзенау» с тем, чтобы создавать их по новому проекту. Был предложен вариант GK 6, имевший то же вооружение, что и представленные ранее варианты, но нормальное водоизмещение в 36 500 т и уменьшенную до 28 узлов скорость, запасы топлива должны были составить 7 000 т (на 500 т меньше, чем у вариантов GK 2 и 3). Толщина палубной брони вне цитадели уменьшалась до 50 мм, а верхнего броневого пояса – с 240 мм до 200 мм, зато толщину барбетов и лоб башен довели до 350 мм. Адмирал Шеер не одобрил такого решения, он считал, что линейному крейсеру следует быть более быстроходным.

В общем, получалось следующее: уже в который раз немцы сформулировали идею быстроходного линкора, но решиться на его строительство так и не смогли. Для линейного крейсера водоизмещение в 38 000 т выглядело очень большим, а уместить нужный флоту корабль в меньшие размеры не получалось. При этом получившийся корабль (да тот же GK 6) был, конечно, сильнее «Макензена», но, по всей видимости, адмиралы решили, что прирост его боевой эффективности не оправдывает дополнительных сложностей, которые возникнут при создании кораблей по новому проекту. В итоге 24 августа 1916 г статс-секретарь переменил свое мнение и предложил строить «Эрзац Йорк», «Эрзац Шарнхорст» и «Эрзац Гнейзенау» по образцу и подобию «Макензена».

С одной стороны, подобное решение как будто было вполне обоснованным, потому что сравнение «Макензенов» с британскими линейными крейсерами демонстрировало явное превосходство германских кораблей. Однако в этот раз немцы почему-то совершенно проигнорировали возможности встречи «Макензенов» с быстроходным крылом англичан, состоявшим из линкоров типа «Куин Элизабет», с которыми «Макензенам» тягаться было бы все же тяжело.

Как бы то ни было, но в августе 1916 г немцы вернулись к проекту «Макензена», однако же ненадолго: в этот раз катализатором изменений стали британские «Рипалс» и «Ринаун». О том, что британцы строят новые линейные крейсера с 381-мм пушками, в Германии стало известно 31 октября 1916 г, а кроме того, тогда же поступили сведения о том, что и американцы, после долгих раздумий, собираются вводить корабли этого класса в состав своего флота.

После этого переход на 380-мм орудия был фактически безальтернативен, и немцы проработали снова шесть различных вариантов линейного крейсера с такими пушками, но дело в том, что заказы на три линейных крейсера были уже размещены, а «Эрзац Йорк» уже успели и заложить – это случилось в июле 1916 г. В итоге возникло искушение не создавать проект с нуля, а использовать механизмы, которые уже были заказаны для этих кораблей. В результате корабли типа «Эрзац Йорк» фактически стали перевооруженными на 380-мм пушки «Макензенами». Как мы помним, немцы, проектируя «Макензен», в какой-то момент пришли к кораблю водоизмещением 33 000 т и с восемью 380-мм пушками, но, убоявшись столь высокого водоизмещения, сократили количество башен главного калибра до трех. Теперь же они, можно сказать, вновь вернулись к этому варианту: «Эрзац Йорк», обладая защитой на уровне «Макензена», имел нормальное водоизмещение в 33 500 т и вооружение из 8*380-мм пушек.

Немецкие 380-мм орудия серьезно отличались от британской 15-дм артсистемы, представляя собой пушки противоположных концепций: если английская 381-мм представляла собой классические «тяжелый снаряд-малая начальная скорость», то германская С/13 (то есть пушка образца 1913 г), наоборот, была «легкий снаряд – высокая начальная скорость».

Другими словами, если английская пушка отправляла в полет снаряд массой 871 кг с начальной скоростью 732 м/сек, то германская – снаряд массой 750 кг с начальной скоростью 800 м/сек. Однако вряд ли у кого-то повернется язык назвать германские снаряды слабыми: содержание ВВ в бронебойном 380-мм снаряде достигало 23,5 кг против 20,5 кг бронебойного «гринбоя». А вот фугасные германские снаряды ощутимо проигрывали британским — 67,1 кг тринитротолуола против 101,6 кг лиддита.

Прочее артиллерийское вооружение было представлено дюжиной 150-мм орудий и восемью 150-мм зенитками. Количество торпедных аппаратов сокращалось до трех, но их калибр должен был составить 70 см.

Номинальная мощность машин должна была составить 90 000 л.с., ожидалось, что при такой мощности «Эрзац Йорки» смогут развить 27,25 уз. Максимальный запас топлива должен был составить 4 000 т угля и 2 000 т нефти.

Бронирование соответствовало таковому на «Макензенах», от которых «Эрзац Йорк» отличался лишь незначительно большими геометрическими размерами (он был длиннее на 4,8 м и сидел в воде на 30 см глубже, ширина оставалась той же самой) и незначительным изменением компоновки, в результате чего дымоходы удалось объединить в одну трубу. Это было сочтено очень прогрессивным решением, поскольку отодвигало трубу от боевой рубки, позволило сместить в корму мачту и тем самым обеспечило лучшие углы обзора из боевой рубки.

Читайте также:  Вывих передней лапы у собаки симптомы

Итак, можно говорить о том, что в 1916 г немцы все же решились сделать шаг, который должен был состояться годом ранее — тогда все было готово к созданию линейных крейсеров с вооружением из восьми 380-мм орудий и водоизмещением в 33 000 т. Конечно, они в любом случае не вошли бы в состав хохзеефлотте и впоследствии были бы бесславно разобраны на металл, но, разумеется, в 1915 г. об этом было еще неизвестно. Сравнивая уже не стальных гигантов, а только военно-морскую мысль Англии и Германии, мы понимаем, что "Эрзац Йорки" по своим ТТХ могли бы стать полноценным противовесом британскому "быстроходному крылу" из пятерки линкоров типа "Куин Элизабет". Они также по всем параметрам (кроме скорости) превосходили бы английские "Рипалс" и "Ринаун". Однако в 1916 г, когда Германия заложила свой последний линейный крейсер, Великобритания приступила к строительству "Худа".

P.S. Несколько забегая вперед, уделим немного внимания одному из самых забавнейших казусов германского кораблестроения. После того, как в Германии стали известны характеристики британских "больших легких крейсеров" типа "Корейджес", германские конструкторы в марте 1918 представили несколько проектов аналогичного корабля. В лучших традициях германских корабелов, германский "белый слон" был чуть лучше бронирован (в различных проектах толщина бронепояса составляла 100 либо 150 мм), нес вооружение несколько меньшего калибра (четыре 350-мм пушки в двух башнях, размещенных в оконечностях) и имел, как ни странно, скорость от 32 до 34 узлов.

Восхитителен состав вспомогательной артиллерии — конечно, на тот момент вооружение из 8*88-мм зенитных орудий было вполне адекватным ПВО — не потому, что оно действительно позволяло защитить корабль от воздушной атаки, а потому что на прочих кораблях мира ПВО было столь же неадекватно. Но интересно, на что рассчитывали в Германии, планируя установить противоминный калибр из четырех 150-мм пушек, из которых на один борт могло стрелять только две?

Самый быстроходный вариант должен был иметь номинальную мощность машин 200 000 л.с., но что интересно — даже на столь быстроходном корабле немцы не смогли отказаться полностью от угольных котлов — 40 котлов должны были работать на нефти и 8 — на угле. Водоизмещение этих проектов колебалось от 29 500 — 30 000 т.

Как мы уже говорили ранее, у англичан не было никакой причины строить легкие линейные крейсера типа "Корейджес" — корабли этого типа, в сущности, родились благодаря причуде Д. Фишера и совершенно не были нужны флоту. Британские адмиралы старались откреститься от них еще на стадии строительства, предлагая переоборудовать все три "Корейджеса" в авианосцы. У "Корейджесов" просто не было своей тактической ниши, все, что они могли, можно было сделать лучше или дешевле с использованием мониторов или тяжелых крейсеров наподобие "Хокинса", а то и обычных легких крейсеров. В лице "Корейджеса", "Глориэса" и "Фьюриэса" англичане действительно получили трех "белых слонов" (животное редкое, но неспособное к работе). Но как только об этом стало известно в Германии, там немедленно было инициировано создание корабля "такого же, только лучше". Не имея никакой тактической ниши в Королевском флоте, "большие легкие крейсера" (или легкие линейные, если угодно) тем более никак не могли быть полезными Германии, а единственной причиной, по которой по ним были начаты работы, можно считать лишь "раз у англичан есть, значит и нам надо". В общем, можно только выразить сожаление тому, что германская военно-морская мысль, на самом деле весьма успешно конкурировавшая с Англией, до самого конца войны так и не смогла избавиться от внутреннего ощущения британского превосходства.

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ЭРЗАЦ ЙОРК"

Первые четыре корабля типа "Макензен" из первоначально намеченных к постройке семи единиц, а именно "Эрзац Виктория Луиза" ("Макензен"), "Эрзац Фрея", "Эрзац Блюхер" ("Граф Шпее") и "Эрзац Фридрих Карл" строились по утвержденному проекту и имели калибр главной артиллерии 355 мм. Для трех остальных ("Эрзац Йорк", "Эрзац Гнейзенау" и "Эрзац Шарнхорст") департамент общего проектирования "А" смог учесть назревшие к тому времени требования, так что эти корабли можно считать отдельным типом линейных крейсеров.

Спроектированные в 1915 г., эти корабли имели тактико-технические данные, в основном, как и у "Макензена". Новый проект для трех последних кораблей явился попыткой спроектировать линейный крейсер с восемью 381-мм орудиями, используя уже заказанные механизмы. Из упомянутых крейсеров на стапеле был заложен лишь один "Эрзац Йорк", хотя для всех уже находились в работе машины и броня.

Кроме того, в основу разрабатываемого проекта положили требование командования флота по усилению артиллерии, повышению скорости и улучшению защиты. Из всех этих требований удалось выполнить только первое. Скорость, по сравнению с "Макензеном", с учетом увеличения водоизмещения при той же мощности машин должна была снизиться: при испытаниях на мерной миле с 28 до 27,25 узлов, во время 6-часового форсированного хода с 26,5 до 26,0 узлов.

Водоизмещение крейсера составляло: нормальное 33500 т (возросло на 2500 т), полное до 38000 т; Conway [6] приводит соответственно 33000 т и 38000-38500 т. Длина корабля: полная 227,8 м, что на 4,8 м длиннее, чем у "Макензена"; ширина 30,4 м; средняя осадка 9,3 м.

Из всех главных размерений сохранилась только ширина, длина возросла на 4,8 м, осадка на 0,3 м. Тем самым остались почти неизменными такие коэффициенты формы корабля, как показатель остойчивости и коэффициент полноты водоизмещения. Увеличение осадки и повышение продольно изгибающего момента в результате возрастания веса башен делали желательным увеличение высоты борта корабля, и таким образом всю палубу подняли на 0,3 м выше, в то время как надводный борт сохранил свою прежнюю величину.

Форму корпуса корабля спроектировали вновь соответственно изменившимся размерам корабля. Правда, форма носовой и кормовой частей сохранилась благодаря находившимся в работе отливкам. Но были проведены новые протаскивания моделей, и таким образом уточнен его теоретический чертеж, что потребовало удлинения корпуса путем вставки в его средней части. Необходимость и возможность создания новой формы корпуса не вызывала сомнения, поскольку лишь для "Эрзац Йорка" на эллинге была установлена небольшая часть днища.

Однако в целом значительные изменения были неизбежны. Четыре двухорудийные башни 381-мм орудий с боезапасом весили более чем на 1000 т больше, чем первоначально запроектированные башни с 355-мм орудиями. По опыту увеличение веса одной части корабля всегда вызывало многократное возрастание всего водоизмещения.

Главная артиллерия состояла из восьми 381-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (17100 мм). Орудия располагались в установках образца 1914 г. (угол склонения -8° и угол возвышения + 16°) с максимальной дальностью стрельбы 20400 м. Позже угол склонения уменьшили до -5°, а угол возвышения увеличили до +20°, что позволяло бы увеличить максимальную дальность стрельбы до 23200 м. Орудия стреляли снарядами весом 760 кг с начальной скоростью 810 м/с. (вес заряда 274 кг). Боекомплект составлял 90 снарядов на орудие (720 снарядов для всех восьми орудий).

Однако башни для 381 -мм орудий оказались не намного длиннее башен для 355-мм орудий. Расстояние от башни "А" до башни "В" и длину артиллерийского погреба также можно было сохранить.

Но из-за больших весов башен их следовало передвинуть вдоль диаметральной плоскости корабля, чтобы привести в соответствие центр тяжести. Башни "А" и "В" сдвинули на 2,3 м в нос. Напротив, башня "С" сохранила свое расстояние от кормы, возможно, потому, что от ее установки зависело положение машинного отделения и длина гребных валов. Для окончательного выравнивания дифферента башню "Д" передвинули на 3,5 м к корме.

Читайте также:  Ветеринарный паспорт для кошки образец заполнения

Средняя артиллерия состояла из двенадцати 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (6750 мм) и располагалась в батарее на средней палубе, удлиненной до 126 м, следующим образом: шесть орудий от башни "А" до передней боевой рубки, четыре около грот-мачты и два позади башни "Д". Была предусмотрена установка восьми 88-мм зенитных орудий (или даже 105-мм) с длиной ствола 45 калибров. Число 600-мм подводных торпедных аппаратов (типа J-9) сократили до трех. Общий боекомплект составлял 15 торпед.

Расстояние между башнями "В" и "С" и тем самым длина средней части корабля также увеличилась на 2,5 м. Получившийся при этом прирост объемов помещений был использован наилучшим образом, и наконец получили долгожданное оптимальное положение отделения бортового торпедного аппарата. Теперь оно располагалось в средней части корпуса, между кормовым котельным и передним турбинным отделениями. Здесь в самой широкой части корабля оно было лучше защищено благодаря противоторпедному поясу большей ширины, чем в носовой части. Кроме того, заполнение его водой в результате пробоины не оказывало сильного влияния на дифферент, а это значительно повышало безопасность корабля.

Но этому новому положению бортовых торпедных отделений нужно было больше места, чем позволяли указанные 2,5 м. Для этого ликвидировали отсек, расположенный между котельными отделениями № 3 и № 4 и содержащий, кроме дизельной электростанции, артиллерийский погреб для двух 150-мм орудий. Чтобы эти орудия снабжать снарядами при помощи прямого элеватора, их сдвинули дальше к корме.

Бронирование в основном было как и на "Макензене", но главный броневой пояс уменьшили по толщине до 200 мм у верхней палубы и до 220 мм на миделе. В носовой и кормовой частях бронирование не доходило до верхней палубы и заканчивалось в 23,5 м от оконечностей. Бронирование батареи среднего калибра не было изменено.

Толщину брони башен и барбетов увеличили, но остальные элементы броневой защиты остались без изменения, а броневую палубу в корме даже уменьшили по толщине с 80-100 мм до 70-100 мм. Башни имели толщину лобовой части 300 мм, боковых стенок 250 мм, задней стенкич290 мм, наклонной части крыши 250 мм и плоской части крыши 150 мм. Толщину крыши передней боевой рубки уменьшили до 170-100 мм.

Барбеты башен имели толщину 300 мм, уменьшаясь до 180 мм за бронированием батареи и до 90 мм за главным броневым поясом и переборками, причем передняя стенка барбета башни "А" имела толщину, увеличенную до 120 мм. Толщину бронированной палубы уменьшили до 70-100 мм в корме, а палубы полубака до 20 мм вне площади батареи 150-мм орудий. Толщину противоторпедной переборки не изменили.

Котельная установка была такая же, как у "Макензена", и состояла из пяти котельных отделений: двух отделений с восемью двухсторонними нефтяными котлами и трех отделений с 24 односторонними угольными котлами. Благодаря этим изменениям, котлы придвинули как можно ближе один к другому, и вместо двух дымовых труб была предусмотрена только одна. Но в результате этого дымоуловитель переднего котельного отделения проходил наклонно, стал длинным и занял много места. Зато сокращение одной трубы для компоновки корабля оказалось очень полезным.

Линейный крейсер "Эрзац Шарнхорст" имел два комплекта турбин Парсонса с турбинами крейсерского хода, вращавшими внутренние валы. На "Эрзац Йорк" и "Эрзац Гнейзенау" планировали установить гидравлические редукторы Фотингера для главных турбин, вместо прямой передачи вращения на валы, и турбины крейсерского хода, приводящие в движение внешние валы.

Номинальная проектная мощность на валах составляла 90000 л.с, что при частоте вращения гребных валов 295 об/мин. должно было обеспечить кораблю скорость 27,3 узла. Нормальный запас топлива увеличили до 850 т угля и 295 т нефти (полный составлял 4000 т угля и 2000 т нефти). Расчетная дальность плавания равнялась 5500 милям при скорости 14 узлов.

Проект линейного крейсера "Эрзац Йорк" (Наружный вид и вид сверху)

В этом проекте удалось существенно увеличить расстояние от треногой фок-мачты до боевой рубки. Тем самым была значительно понижена опасность того, что она в случае повреждения упадет на боевую рубку. Кроме того, увеличивался сектор обзора из боевой рубки в направлении кормы. Несмотря на сдвиг фок-мачты к корме, она оказалась от дымовой трубы дальше, чем была раньше, так что наблюдательный пункт на марсе теперь меньше подвергался задымлению.

Проектом не была предусмотрена установка успокоительных цистерн Фрамма. Электроэнергию должны были обеспечивать 8 дизель-генераторов общей мощностью 2 320 кВт, напряжением 220 В. Однако динамо-машины, предназначенные для "Эрзац Гнейзенау", установили на подводных лодках – U-151 и U-154. Рули разместили параллельно. Экипаж насчитывал 46 офицеров, 1180 унтер-офицеров, старшин и матросов. Всего 1227 человек.

Планируемая стоимость постройки составляла 75 000 тыс. марок или 37 500 тыс. рублей золотом. "Эрзац Йорк" должна была строить верфь "Вулкан" в Гамбурге (заказ на постройку выдан 10 апреля 1915 г.), "Эрзац Гнейзенау" – верфь "Германия" в Киле (заказ от 10 апреля 1915 г.), "Эрзац Шарнхорст" – верфь "Блом унд Фосс" (заказ на постройку 11 апреля 1915 г.). Фактически на верфи "Вулкан" в Киле в июле 1916 г. заложили только киль "Эрзац Йорка".

Ни один из этих семи линейных крейсеров не был достроен, хотя первоначально надеялись закончить их постройку до осени 1918 г. Достоверно известно, что только "Эрзац Йорк" был начат постройкой, однако дальше набора днища на стапеле не продвинулось и вес его собранных конструкций не превысил 1000 т. После войны его разобрали. В апреле 1916 г. были разработаны проекты линейных крейсеров водоизмещением 33500-37400 т с указанным вооружением, но с проектной мощностью на валах 100000-120000 л.с, что обеспечивало бы кораблю скорость 29-29,5 узлов. Если бы были использованы заказанные турбинные установки с мощностью на валах 90000 л.с, пришлось бы ограничиться скоростью 28,0 узлов.

По опыту Ютландского боя к вновь проектируемым линейным крейсерам предъявили следующие повышенные требования: усиление артиллерии главного калибра, повышение скорости и дальнейшее повышение броневой защиты. Однако одновременное выполнение всех трех требований взаимно исключалось, поскольку материал для корпуса корабля и изделия машиностроения были уже в работе.

Важнейшим требованием стало увеличение калибра главной артиллерии до 381 мм, в результате чего водоизмещение достигло 33500 т. Поскольку мощность турбинных установок осталась прежней, это отразилось на скорости. Так как еще было предусмотрено увеличение толщины бронирования башен и барбетов, пришлось уменьшить толщину броневой палубы в кормовой части.

Незадолго до "Эрзац Йорка" появившиеся проекты линейных крейсеров GKI и GKII имели две дымовые трубы. Это позволяло так удачно расположить запланированные шестнадцать 150-мм орудий, что средняя группа должна была снабжаться снарядами из погреба боезапаса, расположенного между котельными отделениями № 3 и № 4. Из-за этого дополнительного промежутка и необходимости образовывать 6 котельных отделений, этот комплекс оказался таким длинным, что уже нельзя было обойтись одной трубой.

Проекты GKI, GKII и GKIII представляли собой линейные крейсера, которые проектировались по заданию 1916 г. без каких-либо ограничительных условий. Они имели на вооружении такой же калибр главной артиллерии, как "Эрзац Йорк", и почти такое же бронирование, но проектную скорость увеличили от 1,75 до 2,5 узлов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *