Тема где живут слоны

Где живут слоны?

Называют так слонов по месту их обитания: одни из них живут в Африке, а для других родиной является Индия. Независимо от вида, все слоны занесены в Красную книгу. Это значит, что в дикой природе этих прекрасных больших животных осталось совсем немного, и они нуждаются в защите человека.

  • Африканские слоны, как понятно из самого названия, обитают в Африке. И самки, и самцы имеют крупные бивни – большие передние зубы, которые могут вырастать в длину до двух метров. Взрослые особи в высоту часто достигают 4 метров и весят более 700 кг. Африканские слоны – весьма агрессивные животные и почти не поддаются дрессировке.

Рис. 1. Африканский слон.

  • Индийские слоны отличаются от своих африканских собратьев более скромными размерами. В высоту они достигают не более 3 метров, а их вес не превышает 500 кг. Обитают они во многих азиатских странах: в Индии, Таиланде, Лаосе, на Цейлоне. Индийские слоны – очень миролюбивые и дружелюбные животные, которые легко поддаются дрессировке. Именно этот вид слонов можно встретить в цирке и зоопарке. На родине их используют в качестве сильных четвероногих помощников: слоны перетаскивают деревья на лесопилках, переносят тяжелые грузы, а в древности они даже принимали участие в боевых сражениях.

Рис. 2. Индийский слон.

В Индии слоны пользуются особым почтением и уважением. Более того – в этой стране слон является божеством. Например, индуистский бог мудрости Ганеша выглядит как человек с головой слона. Ни один местный праздник или крупное торжество не обходится без этих могучих животных, пышно украшенных цветами и яркими накидками.

Повадки слонов

Слоны – стадные животные, которые в дикой природе живут большими стадами, до тридцати животных. Слоны-одиночки встречаются очень редко.

Как правило, стадо возглавляет опытная старая самка. Раз в несколько лет у самок рождаются слонята, которые живут вместе с матерью до пяти лет. Средний возраст жизни словно – около 70 лет.

Слоны – это травоядные животные, которые питаются ягодами, листвой, плодами, травой, корой деревьев.

Несмотря на свой миролюбивый нрав, при возникновении угрозы они становятся очень агрессивными и опасными. Испуганный или разъяренный слон издает громкий резкий звук и растопыривает уши. Он начинает все вытаптывать на своем пути, а хоботом вырывать с корнями деревья и швырять в стороны разные предметы. В такие минуты все животные стараются как можно быстрее скрыться с пути разгневанного слона.

Слоны – невероятно умные и способные животные, обладающие отличной памятью. Слон способен на всю жизнь запомнить человека, который причинил ему зло много лет назад, и при встрече обязательно отомстит ему.

Что мы узнали?

При изучении темы «Где живут слоны» по программе 1 класса окружающего мира мы выяснили, на каком материке живут слоны и какие их виды обитают на нашей планете. Мы узнали, какова разница между африканскими и индийскими слонами, каковы их привычки и особенности.

Класс: 1

Цели урока: формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с жаркими районами земли, с животными этих районов, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приёмам работы с глобусом.

Оборудование:

  • физическая карта мира с прикреплёнными фигурками слонов;
  • письма «от слона»;
  • цветик-семицветик;
  • глобус;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • карточки с новыми понятиями;
  • шаблоны, изображающие слона на каждого ученика (Приложение 2);
  • цветные карандаши;
  • клей на каждого ученика;
  • модель саванны, нарисованная на листе ватмана.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

II. Целеполагание, определение темы урока.

Учитель: Какие задания вам хотелось бы выполнять сегодня на уроке?

Хочется ли вам узнать что-то новое? Почему?

Какие цели вы сегодня на уроке перед собой ставите?

Сегодня ночью мне приснился странный сон.
Что под вулканами пасётся дикий слон.
Он в шубе, в шапке, в валенках,
А с ним слонёнок маленький.
Вот чудо-то среди зимы!

Слайд 1 («Где живут слоны?»)

А где же на Земле живут слоны?

Ученики: Слоны живут в Африке и в Индии.

Учитель: Что вам помогло ответить на мой вопрос?

Ученики: Карта с картинками слонов.

Учитель: Сегодня мы должны ответить на ещё один вопрос.

Слайд 1 «Почему слоны не живут на Камчатке?»

Что нам поможет ответить на этот вопрос?

Ученики: Глобус, наши знания с предыдущих уроков и новые полученные знания.

III. Изучение нового материала.

1. Уточнение представлений о пространственном образе Земли по глобусу.

Учитель: К нам пришло письмо из далёкой Африки. Кто хочет его прочитать?

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в гости. Африканский слон.

Учитель: Вы догадались, куда мы отправимся сегодня в путешествие? С кем мы познакомимся?

Читайте также:  Золотистый шиншилл

Ученики: Мы окажемся в Африке и познакомимся с африканским слоном.

Оказаться в Африке нам поможет цветик-семицветик.

Учитель предлагает детям встать и произнести «волшебные» слова вместе с ним, слова сопровождаются движениями.

Лети, лети лепесток,
Через запад (руки налево) на восток (руки направо),
Через север (руки наверх), через юг (руки вниз),
Возвращайся, сделав круг (поворачиваются на месте).

Выходит ученик к доске и отрывает лепесток, на котором написан текст. Ученик читает:

Лишь коснёшься ты земли.
Быть по-нашему вели!
Вели нам оказаться в Африке.

Учитель: Подойдите к глобусу (ученики становятся вокруг глобуса). Вспомните, как называется воображаемая линия по обе стороны, от которой находятся жаркие районы?

Учащиеся: Экватор

Учитель: Мы отправимся в Африку. В Африке жарко или холодно?

Сменяются ли там времена года?

Учащиеся: Жарко потому, что Африка находится в районе экватора.

Учитель прикрепляет на доску карточки:

Учитель: Если мы отправимся путешествовать в этот район, какой будет наша одежда? Почему.

Учащиеся: Нам нужна лёгкая, летняя одежда.

2. Демонстрация презентации с рассказом учителя.

У кого не замирает сердце при виде взрослого Африканского слона, когда чем-то встревоженный или рассерженный он принимает угрожающую позу.

Поднятые уши, растопыренные от страха или ярости, образуют полотнище во всю длину нашего класса. А высотой взрослый слон превышает высоту нашего класса. Напряжённый хобот вытянут на два с лишним метра, ноги выглядят как колонны. Нормальная продолжительность жизни слонов 60 лет и более. Но это при том условии, если люди не будут тревожить этих животных.

Самое удивительное у слона – это хобот. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли и огромное бревно, и маленькую ягодку. Хоботом слоны общаются и выражают свои чувства.

Слоны обитают в саванне. Это африканская равнина, покрытая травянистыми растениями и отдельно стоящими группами деревьев акации.

Стада слонов бродят по саванне в поисках пищи, воды и убежища от палящего солнца.

Слоны ведут групповой образ жизни. Группа слонов это семья, состоящая из бабушек, мам и слонят разных возрастов. Папы-слоны живут отдельно. Слоны-девочки остаются в семье, а слоны – мальчики в 10–15 лет уходят в самостоятельную жизнь.

Слоны общаются. Но не словам, как люди, а знаками и прикосновениями. Например, молодой слон кладёт свой хобот в знак приветствия в рот старому слону, а старая бабушка может и шлёпнуть хоботом молодую слониху, если недовольна ей.

Слайд 7 (слонёнок)

Очень ласкова мама слониха со своим малышом. Она гладит его хоботом, прикасается к нему. И вообще малышей в слоновьей семье любят все.

Молодёжь любит поиграть, а молодые слоны и подраться. В такой притворной драке они учатся защищаться.

Главное занятие слона — это еда. По 16 часов в день слон жуёт и пережёвывает растительную пищу, что бы обеспечить энергией своё огромное тело. Слоны едят в основном траву, обрывают молодые веточки акаций, любят дикие сливы.

Взрослому животному требуется сто литров воды в сутки. В жаркий день слоны любят выкупаться в тёплой воде. Во время засухи слоны копают колодцы. Передними ногами они разгребают песок в том месте, где текла река. В таких слоновьих ямах на дне выступает вода.

Слайд 11 (песчаный душ)

Толстая кожа слонов очень чувствительна к укусам насекомых. Для защиты от насекомых слоны посыпают себя песком.

Слайд 12 (белые слоны)

В разных районах Африки слоны могут быть и белыми и рыжими и даже красными. Это зависит от цвета песка, которым они себя посыпают.

Слоны очень умные животные. Они умею учиться, запоминать, грустить и радоваться, помогать друг другу.

IV. Физминутка.

Учитель: Нам пора возвращаться.

Лети, лети лепесток,
Через запад (руки налево) на восток (руки направо),
Через север (руки наверх), через юг (руки вниз),
Возвращайся, сделав круг (поворачиваются на месте).

Выходит ученик к доске и отрывает лепесток, на котором написан текст. Ученик читает:

Лишь коснёшься ты земли.
Быть по-нашему вели!
Вели, чтобы мы оказались на полуострове Камчатка.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Уточнение представлений о пространственном образе Земли по глобусу.

Учитель: Посмотрите на глобус. Вот наш полуостров. Близко ли он расположен к экватору?

Ученики: Наш полуостров расположен к северу от экватора. Он находится далеко от экватора.

2. Могут ли на Камчатке жить слоны?

Слайд 14 (вулкан на Камчатке)

Слон прислал нам ещё одно письмо. Кто хочет его прочитать?

Дорогие дети! Я хочу приехать жить на Камчатку.

Учитель: Сможет ли слон жить на Камчатке?

Ученики: высказываются

Учитель: Похож ли климат на Камчатке на климат в Африке?

Ученики: Нет, климат на камчатке совсем другой. У нас происходит смена времён года, летом достаточно низкая температура воздуха, зимой лежит снег и холодно, другая растительность.

Учитель прикрепляет на доску карточки:

  • смена времёна года
  • низкая температура воздуха
  • другая растительность

Учитель: А ещё там, где обитают слоны саванна. Это равнина. А на Камчатке местность гористая.

Читайте также:  Дают ли курам овес

Учитель прикрепляет на доску карточки:

VI. Эмоциональный отклик «подарок слону».

Учитель: Чтобы слон не расстраивался, что он не сможет жить на Камчатке, давайте сделаем ему подарок. Возьмите шаблон слонёнка, раскрасьте его.

Поместим весёлых слонят в Африканскую саванну.

На листе ватмана заранее учитель рисует пейзаж саваны. Ученики раскрашивают заранее вырезанных из белой бумаги слоников и при помощи клея крепят на пейзаж.

VII. Итог урока.

Учитель задаёт вопросы и выслушивает ответы учеников.

  • Вам понравилось путешествовать по разным районам Земли?
  • С кем мы сегодня познакомились?
  • Почему слоны не живут на Камчатке?
  • Что особенно понравилось на уроке?
  • Что было трудным?

VIII. Домашнее задание.

Слоны живут ещё и в Индии. Кто захотел расширить свои знания о слонах?

Для этого прочитайте статью в учебнике об индийских слонах.

А остальные ребята нарисуйте рисунок, изображающий африканских слонов.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Где живут слоны?»

Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.

Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на глобусе, называть отличительные признаки растительности и животных.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, глобус, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!

II . Актуализация знаний.

О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке? (Северный и Южный)

Чем они похожи? (Там холодно)

Где живут белые медведи? (На Северном полюсе)

Где живут пингвины? (На Южном полюсе, в Антарктиде)

Почему белые медведи не охотятся на пингвинов? (Они живут на разных полюсах)

Назовите животных Северного полюса. (Белый медведь, тюлени, моржи, поморник)

Назовите животных Южного полюса. (Пингвины, морской леопард, альбатрос)

III . Изучение нового материала.

1) Постановка учебной задачи.

— Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).

— Кто из вас самый догадливый? ( Холодный – жаркий )

Куда мы попадем? ( Попадаем в Жаркие страны).

— А какие жаркие страны вы знаете?

— Правильно. А страны эти: Африка и Индия. ( показываю на карте полушарий на слайде)

Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:

Любят очень есть бананы, это точно… (обезьяны)

Птица большая, большая трусиха
Голову прячет в песок …( страусиха)

На носу зверь носит рог и зовётся… (носорог)

Какая миленькая киска!
Подходят дети к клетке близко.
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это …( лев)

Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть вы мне снова поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось? СЛОН

Верно, ребята! Сегодня мы обязательно встретимся со слоном. Как вы думаете какая тема нашего урока?

Давайте откроем учебники на странице 14 и прочитаем тему урока.

— Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш друг — глобус.

— А что такое глобус? ( Модель Земли)

— Давайте найдем на глобусе Африку и Индию. (я показываю )

2) Практическая работа:

— Посмотрите внимательно на глобус и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины. Как называется эта воображаемая линия?

— Эта линия называется экватор.

— Кто выйдет и покажет экватор? ( выходит 1 ребенок и показывает)

— По обе стороны экватора располагаются жаркие районы планеты. Это Саванны и Тропические леса.( их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы.

— Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили:

саванна, тропические леса.( на доске)

— А теперь давайте скажем их хором….

Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на две группы и каждая получит своё исследовательское задание.

3) Исследовательская работа.

— Обе группы будут изучать Саванну и Тропический лес . Одна группа будет называться «Саванна», рассмотрит рисунок на с. 14. Вторая группа «Тропические леса» будет работать по рисунку на с. 15. Работаем по плану (на доске):

Читайте также:  Щенок и хозяин

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?

— Рассмотрите свои иллюстрации. Сейчас мы узнаем о Саванне. А подготовил для Вас сообщение о Саванне………..….Внимательно слушаем.

— Саванна – это открытое пространство, где много травянистых растений , очень мало кустарников и деревьев. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди бывают очень редко.

Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.

А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Свое сообщение нам подготовил……….… Внимательно слушаем.

В Тропических лесах всегда жарко, дожди идут круглый год. Много деревьев : и высоких и низких. Здесь много зверей и птиц. Зацепившись за ветки, раскачиваются обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи.

— Внимание! А сейчас каждая группа расскажет о своем путешествии по плану. Смотрим в учебник на иллюстрации.

— Итак, первая группа, в каком районе вы побывали? ( в Саванне)

— Вторая группа, где побывали вы? ( в Тропических лесах)

— Первая группа какая у вас была погода?( Солнечная, теплая)

— Вторая группа, какая погода у вас? ( теплая)

— Какие растения у вас на иллюстрации? Первая группа….

— Какие растения у вас? Вторая группа….

— Каких животных вы видите на иллюстрации? Первая группа….

— Каких животных вы видите? Вторая группа….

— Сейчас ребята познакомят нас с некоторыми животными из этих районов.

Страусы – самые крупные птицы в мире. Их высота достигает до двух с половиной метров, а вес – 50 килограммов. Живут страусы в Африке и в Австралии. У страусов длинная шея, маленькая голова, красивое серое оперенье, а крылья и хвост – белоснежные. Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги. Бегают они так же быстро, как и лошади. Рядом со страусом всегда пасутся антилопы и зебры. Увидев опасность, страусы падают сигнал и животные убегают. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков. Гнездо для потомства устраивает страус – отец. Высиживают яйца оба родителя. Люди обучают их возить тележки с поклажей и человеком.

Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты. Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Слоны живут семьями. Питаются слоны травой, ветками и плодами. Слоны живут вблизи водоемов. Они любят купаться, отлично плавают. Спят слоны мало, стоя. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.

— Давайте подробнее изучим слонов.
Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга:

(выходят к экрану 2 ученика и рассказывают)

1.Уши африканского слона большие.

Уши Индийского слона меньше.

3.У африканских слонов множество морщин на коже .

Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров .

Индийский слон темно – серый

— Ребята, внимательно рассмотрите слона. Ответьте на вопрос

— (Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.)

Ребята. Для чего слону такие большие уши ? (рассматриваем слайды)

(Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. )

(Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды)

— Ребята, что нового вы узнали о слонах?

Какие страны помогли нам изучить слонов?

4. Первичное закрепление( групповая работа).

1) Учебная диагностика.

– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

— Давайте ответим на главный вопрос урока – Где живут слоны?

( в Африке и в Индии)

— А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод.

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!

— Вот и подходит к концу наш урок.

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

Мне бы хотелось больше узнать о….

— Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *