Том йорк рост

Биография

Британский певец, ритм-гитарист, клавишник и автор песен, лидер группы Radiohead. Как певец, Йорк узнаваем благодаря своему характерному тенору, вибрато, частому применению фальцета, умению достигать и вытягивать запредельные ноты. В основном он играет на гитаре и фортепиано, но также может использовать ударные инструменты и бас-гитару (как это было при записи альбомов «Kid A» и «Amnesiac»). В настоящее время живёт в Оксфорде со своей спутницей жизни Рейчел Оуэн и двумя детьми, Ноа (2001) и Агнес (2004).

Том Йорк родился в Веллингтоне, Англия. У него был врожденный дефект глазного яблока — до шести лет левый глаз был парализован. Еще ребенком он перенес пять хирургических операций, причем последняя оказалась настолько неудачной, что левый глаз почти полностью ослеп, а веко только чуть-чуть приподнималось. Проносив около года черную повязку, Том смог смутно видеть левым глазом. Профессия отца — он продавал инструменты для химической промышленности — требовала постоянных переездов. Том часто менял школы, ему трудно было заводить друзей, и большая часть его детства прошла в одиночестве.

Когда Тому исполнилось семь лет (семья жила тогда в Оксфорде), он получил в подарок первую гитару. На гитарные подвиги его вдохновило выступление гитариста Queen Брайан Мэя (Brian May). Первая законченная песня, рожденная его фантазией, называлась «Mushroom Cloud» и описывала ядерный взрыв. В десять лет Том Йорк, уже ученик частной школы для мальчиков, присоединился к первой в своей жизни рок-группе. Школа сыграла в судьбе Тома чрезвычайно важную роль: именно здесь он нашел будущих коллег по Radiohead Эда О’Брайана (Ed O’Brien), Фила Селвэя (Phil Selway), Колина Гринвуда (Colin Greenwood) и его младшего брата Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood).

Репетировать юные музыканты могли только по пятницам, поэтому их команда поначалу именовалась On A Friday. Том Йорк играл на гитаре и исполнял обязанности вокалиста, а также развивал навыки композитора и автора текстов. По словам Йорка, наиболее важными фигурами в его личном музыкальном пантеоне были Элвис Костелло, Queen и Beatles. А что касается приоритетов его коллег по команде, то оказалось, что все они сходятся на трех альтернативных командах — Smiths, R.E.M. и The Cure.

В 1987 году 19-летний Том попал в автокатастрофу. Сам он почти не пострадал, но девушка, сидевшая на переднем сиденье рядом с ним, получила серьезные травмы. С тех пор музыкант испытывает панический страх перед автомобилями, что нашло отражение в песнях Radiohead «Airbag», «Killer Cars» и «Stupid Car».

В университете Йорк специализировался на изящных искусствах и английском языке. А вечерами работал диджеем в клубе «Guild» и играл в команде Headless Chickens. Какое-то время он подрабатывал на полставки санитаром в психиатрической клинике. На втором курсе Йорк увлекся компьютерной реальностью: в университете появились «Макинтоши», которые его абсолютно очаровали.

Примерно в это же время он познакомился с художником Стенли Донвудом (Stanley Donwood), который начиная с 1994 года станет основным соавтором — наряду с фронтменом — художественного оформления синглов и альбомов Radiohead. В своих дизайнерских работах музыкант часто прятался под разными псевдонимами — The White Chocolate Farm, Tchock и другими. В 2001 году тандем Йорка и Донвуда удостоится премии Grammy за лучшее оформление альбома.

В 1991 году, после нескольких лет разлуки (школьные друзья за это время успели закончить колледжи и университеты), рок-квинтет On A Friday был торжественно реанимирован. После подписания контракта с рекорд-лейблом Parlophone название пришлось сменить. Так появилась группа Radiohead, обязанная своим именем одноименной песне с альбома Talking Heads «True Stories».

Команда сумела привлечь к себе внимание первым же синглом «Creep», представленным на дебютном альбоме «Pablo Honey», который критики встретили неоднозначно. Том Йорк, как главный генератор музыкальных идей и инициатор эмоциональной атмосферы, населял песни Radiohead собственными призраками, находил выход для своих душевных и духовных конфликтов. Поэтому в творчестве команды с первых шагов доминировали темы изоляции, мечтательной надежды, смирения, экзистенциализма. Этот нетипичный эмоциональный концентрат впервые был более или менее полно обрисован на втором альбоме «The Bends».

Третья студийная попытка группы, классический диск «OK Computer» (1997), вознесенный в ранг эпохального релиза всеми уважающими себя музыкальными изданиями, редакцией журнала «Q» был назван величайшим альбомом всех времён. Этот релиз в одночасье превратил Radiohead в одну из самых авторитетных современных рок-групп. А ее лидера довел до состояния глубокой депрессии: Тому не давала покоя мысль, что публика попалась на удочку не столько музыки, сколько личностей, стоящих за вывеской Radiohead, в том числе и его собственной.

Так что на следующем альбоме Йорку меньше всего хотелось повторять саунд «OK Computer» с его неожиданно успешной формулой. Лонг-плей «Kid A» (2000) представлял собой еще один стилистический эксперимент группы, активно ассимилировавшей элементы электронной музыки. В абстрактных звуковых пейзажах «Kid A» можно расслышать не только лид-вокал Йорка, но и его пассажи на пианино, акустические и электрические гитарные партии. Впоследствии он попробует себя и как бас-гитарист, и как барабанщик.

В интервью, которые Том Йорк давал в разные годы, он неоднократно признавался, что терпеть не может «мифологию», пронизывающую рок-музыку, а та истерия, которую масс-медиа нагнетают вокруг знаменитостей, вызывает у него отвращение. Будучи одной из самых важных и креативных фигур на современной британской сцене, Йорк всегда ведет себя так, словно и не подозревает о своем статусе. Для него гораздо большее значение имеют сугубо творческие и профессионально-технические моменты. Поклонники ценят его умение петь фальцетом, продемонстрированное в треках «Fake Plastic Trees» и «How To Disappear Completely», его способность покорять самые высокие ноты регистра (в песнях «Creep», «Exit Music (For a Film), Let Down»). Как признавался сам вокалист, решающее влияние на его исполнительскую манеру оказал Джефф Бакли (Jeff Buckley).

Читайте также:  Гостиница для собак в ижевске

Пятый альбом Radiohead «Amnesiac» (2001) стал продолжением «Kid A», основная часть материала создавалась еще во время сессий 1999—2000 годов. Возвращаться к гармоничному гитарному року пятерка не собиралась.
Во время промо-кампании, приуроченной к изданию следующего лонг-плея «Hail to the Thief» (2003), фронтмен признался, что с удовольствием подготовил бы альбом, используя один только компьютер и забыв о существовании гитары. Через несколько лет он успешно реализует такую возможность (сольный альбом Йорка «The Eraser»)

Голос Йорка можно услышать в песнях Бьорк («I’ve Seen It All» с альбома «Selmasongs»), Пи Джей Харви («This Mess We’re In», «One line» и «Beautiful feeling» с пластинки «Stories from the Cities»), группы Drugstore (дебютный сингл «El President», изданный на альбоме «White Magic for Lovers»), в кавер-версии песни Pink Floyd «Wish You Were Here», записанной вместе с Sparklehorse, в сингле «Rabbit in Your Headlights» группы UNKLE.

Том Йорк также пел в специально созданной супергруппе Venus in Furs, которая подготовила саундтрек для фильма Тодда Хэйнса (Todd Haynes) «Velvet Goldmine» (1998), посвященного глэм-року. Он записал вокальные партии для трех песен.

В мае 2006 года Том Йорк сообщил, что он закончил работу над сольным дебютом, который увидит свет в ближайшие месяцы. Студийный релиз музыканта «The Eraser», записанный вместе с давним продюсером Radiohead Найджелом Годричем (Nigel Godrich), состоялся летом 2006.

25 февраля 2013 года в свет вышел новый альбом супер-группы Йорка Atoms for Peace — «Amok».

26 сентября 2014 года Том выпускает второй сольный альбом «Tomorrow’s Modern Boxes». Альбом распространяется через торрент-трекер BitTorrent Bundle, где его можно приобрести за шесть долларов. В плей-лист вошли восемь композиций — A Brain in a Bottle, Guess Again!, Interference, The Mother Lode, Truth Ray, There Is No Ice (For My Drink), Pink Section и Nose Grows Some.

Примечательно, что выход пластинки никак не анонсировлася в СМИ. О ней стало известно из пресс-релиза, который Том Йорк и его продюсер Найджел Годрич (Nigel Godrich) передали ряду западных музыкальных изданий. В письме отмечается, что распространение альбома через BitTorrent стало экспериментом.

«Мы хотим посмотреть, как широкая публика отреагирует на механику такой системы. Если это сработает, то это будет эффективным способом для людей, которые что-то создают, получить обратно контроль над электронной коммерцией. Это позволит людям, которые делают музыку, видео или любой другой цифровой контент, продавать его самостоятельно, в обход самоназначенных гейткиперов», — говорится в пресс-релизе.

Тому Йорку, вокалисту Radiohead, исполнилось 50. За свою карьеру он успел оказать огромное влияние на рок-музыку, разочароваться в рок-музыке, а затем найти компромисс между этими двумя крайностями.

Феномен группы Radiohead заключается уже в том, что их непредсказуемые, а иногда даже дискомфортные и отталкивающие песни уживаются в современной музыкальной индустрии, которая уже давно держит курс к простоте.

При этом среди рок-звезд последнего времени трудно найти хоть кого-нибудь, кто был бы доволен своей популярностью меньше Йорка. Ведь известность пришла к нему совсем не в том обличье, в котором он ее ждал.

«Ленивый глаз»

Левый глаз Тома был парализован при рождении. В детстве ему пришлось пережить пять операций разной степени успешности. Мальчик оставался полуслепым и, по рекомендациям врачей, должен был носить носить повязку. На здоровый глаз.

Позднее медицина выяснила, что такой способ лечения бесполезен, зато «пиратская повязка» была прекрасным поводом для насмешек. Особенно с учетом того, что семья Тома постоянно переезжала. А новое место жительства — это всегда новая порция обидных шуток.

В дальнейшем тему «ленивого глаза» активно смаковала пресса, настойчиво пытаясь связать образ Тома с песней «Creep». То было начало девяностых с модой на неудачников (достаточно вспомнить Нирвану), а когда вокалист обладает таким «заманчивым» дефектом, трудно не начать фантазировать в этом ключе. Одержимость прессы предполагаемым «уродством» Йорка еще долго оставалась нездоровой.

Йорка снова и снова спрашивали о девушке из песни, к которой он якобы испытывает глубочайшую обиду. Мало кто хотел понимать, что песня написана много лет назад, а Том уже давно встречается с Рэйчел Оуэн. Песня «Creep» принесла группе желанную популярность, но в самом нежеланном ее виде. Radiohead на несколько лет заклеймили «группой одного хита». В дальнейшем они исключили этот хит из своих концертных сетов на много лет.

Автокатастрофа

В 17 лет у Тома появилась машина. В то время ему приходилось кататься в Оксфорд к своей группе (которая тогда называлась On A Friday) из другого города. Однажды, после бессонной ночи, Том ехал со своей девушкой и попал в аварию. Они чуть не погибли, его спутница получила серьезные травмы. После этого Том не ездит быстрее, чем 50 миль в час и панически боится лихачей и идиотов на дорогах. По словам Тома, с тех пор вождение давалось ему все хуже и хуже.

Этот случай отразился на творчестве: дорожными опасностями пронизаны песни «Stupid Car», «Airbag», «The Tourist», клип на песню «Karma Police», а катастрофическая баллада «Lucky» рассказывает о человеке, который пытается выбраться из разбитого самолета.

Скверные больницы из детства.
Работа в психиатрической клинике

После окончания школы, Том Йорк отложил поступление в университет на год. В это время он работал где придется, продолжая непрерывно сочинять новые песни. Том пытался продавать костюмы. Когда босс попытался узнать, почему он не продал ни одного, то услышал ясный и честный ответ: «Потому что они дерьмовые, и никто не захочет их покупать».

Разумеется, вскоре после столь прямолинейного высказывания Тому пришлось искать новое место работы. Им оказалась, как ни странно, психиатрическая лечебница, в которую он устроился на полставки.

Читайте также:  Уши шотландских вислоухих кошек

Еще с детства у Тома сохранились жуткие воспоминания о медицинских учреждениях. Приходя в сознание после операций он слышал стариков, которые разговаривают сами с собой в соседнем гериатрическом отделении и звуки тошноты.

Во время работы в психушке Тома уже не пугали какие-либо звуки и зрелища, но ему становилось страшно от происходящего за пределами лечебницы — многие выписанные из клиник не были безопасны для общества.

Медицинскую тему можно проследить, в первую очередь, во втором альбоме Radiohead — «The Bends». Уже на самой обложке изображен манекен, который одна оксфордская больница использовала для обучения персонала методам реанимации. Трудно сказать, что изображено на лице манекена — агония, экстаз, жизнь или безжизненность. И такая многозначность отражает суть альбома.

Болезненность особенно ощущается в сингле «My Iron Lung», метафора недостатка личного пространства в связи со свалившейся популярностью. Увидев в университете рисунок ребенка с «железным легким», Йорк навсегда запомнил это жуткое устройство, позволяющее дышать больным, перенесшим полиомиелит. Оно использовалось в основном в первой половине XX века, и представляло собой металлическую капсулу в которую помещали больного, и лишь голова оставалась снаружи. В таком металлическом плену люди могли провести годы.

Вегетарианка

Том Йорк всегда славился своей непредсказуемостью и нестандартным подходом ко всему. Это можно считать как причиной, так и следствием его гениальности.

Пять участников группы играют вместе еще со школы, с 1985 года. И даже будучи подростком, Том постоянно бросался от одного музыкального направления к другому. По словам Колина Гринвуда, басиста Radiohead, они меняли стиль каждые два месяца. В то время в составе On A Friday были даже три саксофониста, но недолго.

Но самым наглядным примером непредсказуемости молодого Тома можно считать его подкат к девушке-вегетарианке. Конечно, чтобы добиться ее расположения, он притворился, что тоже не ест мясо. Получилось настолько убедительно, что вегетарианцем Йорк остается по сей день.

В дальнейшем Radiohead приобретет статус одной из самых непредсказуемых групп современности. Например, после альбома «OK Computer», оживившего рок-музыку в 1997 году, они без оглядки на ожидания поклонников и прессы выпускают полный безумной электроники «Kid A». В 2007 году с альбомом «In Rainbows» группа вновь переосмысливает гитарный звук.

Radiohead и по сей день остается одной из самых авторитетных музыкальных групп, и во многом благодаря загадочной и странно-притягательной личности Тома Йорка.

Том Йорк
Thom Yorke

Йорк на выступлении в 2016 году.
Основная информация
Имя при рождении англ. Thomas Edward Yorke
Полное имя Томас Эдвард Йорк
Дата рождения 7 октября 1968 ( 1968-10-07 ) (51 год)
Место рождения Веллингборо, Нортгемптоншир, Великобритания
Страна Великобритания
Профессии гитарист , певец , композитор , автор-исполнитель , пианист , эколог
Годы активности 1985 — наст. время
Певческий голос тенор
Инструменты гитара, клавишные, бас-гитара, ударные
Жанры альтернативный рок
электроника
арт-рок
IDM
глитч
Коллективы Radiohead
Atoms for Peace
Лейблы XL
radiohead.com
Медиафайлы на Викискладе

Томас Эдвард Йорк (англ. Thomas Edward Yorke , род. 7 октября 1968, Англия) — британский рок-музыкант, вокалист и гитарист группы Radiohead. Известен благодаря своему характерному голосу, вибрато и частому применению фальцета [1] [2] . В группе он играет на гитаре и клавишных, также владеет ударными инструментами и бас-гитарой (как это было при записи альбомов Kid A и Amnesiac). Он был включён в Зал славы рок-н-ролла в 2019 году, наряду с другими участниками группы.

Содержание

Биография [ править | править код ]

Том Йорк родился в Веллингборо, Англия. У него был врождённый дефект глазного яблока — до шести лет левый глаз был парализован. Ещё ребёнком он перенёс пять хирургических операций, причём последняя оказалась настолько неудачной, что левый глаз почти полностью ослеп, а веко только чуть-чуть приподнималось. Проносив около года чёрную повязку, Том смог смутно видеть левым глазом. Профессия отца — продажа инструментов для химической промышленности — требовала постоянных переездов. Том часто менял школы, ему трудно было заводить друзей, одноклассники дразнили его из-за его проблемы с глазом, и большая часть его детства прошла в одиночестве [3] .

Когда Тому исполнилось семь лет (семья жила тогда в Оксфорде), он получил в подарок первую гитару. На гитарные подвиги его вдохновило выступление гитариста группы Queen Брайана Мэя (Brian May). Первая законченная песня, рождённая его фантазией, называлась Mushroom Cloud и описывала ядерный взрыв. В десять лет Том Йорк, уже ученик частной школы для мальчиков, присоединился к первой в своей жизни рок-группе. Школа сыграла в судьбе Тома чрезвычайно важную роль: именно здесь он нашёл будущих коллег по Radiohead Эда О’Брайана, Фила Селвэя, Колина Гринвуда и его младшего брата Джонни Гринвуда.

Репетировать юные музыканты могли только по пятницам, поэтому их команда поначалу именовалась On A Friday. Том Йорк играл на гитаре и исполнял обязанности вокалиста, а также развивал навыки композитора и автора текстов. По словам Тома, наиболее важными фигурами в его личном музыкальном пантеоне были Элвис Костелло, Queen и Beatles. А что касается приоритетов его коллег по команде, то оказалось, что все они сходятся на трёх альтернативных командах — Smiths, R.E.M. и The Cure [4] .

В 1987 году девятнадцатилетний Том попал в автокатастрофу. Сам он почти не пострадал, но девушка, сидевшая на переднем сиденье рядом с ним, получила серьёзные травмы. С тех пор музыкант испытывает панический страх перед автомобилями, что нашло отражение в песнях Radiohead Airbag, Lucky, Killer Cars и Stupid Car [5] [6] .

В университете Йорк специализировался на изящных искусствах и английском языке. А вечерами работал диджеем в клубе Guild и играл в команде Headless Chickens. Какое-то время он подрабатывал на полставки санитаром в психиатрической клинике. На втором курсе Йорк увлекся компьютерной реальностью: в университете появились «Макинтоши», которые его абсолютно очаровали.

Читайте также:  Состав комбикорма для цыплят бройлеров

Примерно в это же время его не меньше очаровал художник Стенли Донвуд, который начиная с 1994 года станет основным соавтором — наряду с фронтменом — художественного оформления синглов и альбомов Radiohead [7] . В своих дизайнерских работах музыкант часто прятался под разными псевдонимами — The White Chocolate Farm, Tchock и другими. В 2001 году тандем Йорка и Донвуда удостоится премии Grammy за лучшее оформление альбома [8] .

В 1991 году, после нескольких лет разлуки (школьные друзья за это время успели окончить колледжи и университеты), рок-квинтет On A Friday был торжественно реанимирован. После подписания контракта с рекорд-лейблом Parlophone название пришлось сменить. Так появилась группа Radiohead, обязанная своим именем одноимённой песне с альбома Talking Heads True Stories.

Команда сумела привлечь к себе внимание первым же синглом Creep, представленным на дебютном альбоме Pablo Honey, который критики встретили неоднозначно. Том Йорк, как главный генератор музыкальных идей и инициатор эмоциональной атмосферы, населял песни Radiohead собственными призраками, находил выход для своих душевных и духовных конфликтов. Поэтому в творчестве команды с первых шагов доминировали темы изоляции, эстетизма, смирения. Этот нетипичный эмоциональный концентрат впервые был более или менее полно обрисован на втором альбоме The Bends.

Третья студийная попытка группы — классический диск OK Computer (1997), вознесенный в ранг эпохального релиза многими музыкальными изданиями. Редакциями журналов Q (Великобритания) и Play (Россия) был назван величайшим альбомом всех времён [9] [10] .

Этот релиз в одночасье превратил Radiohead в одну из самых авторитетных современных рок-групп. А её лидера довел до состояния глубокой депрессии: Тому не давала покоя мысль, что публика попалась на удочку не столько музыки, сколько личностей, стоящих за вывеской Radiohead, что она буквально была опьянена нетрадиционным взглядом фронтмена.

Так что на следующем альбоме Йорку меньше всего хотелось повторять саунд OK Computer с его неожиданно успешной формулой. Лонг-плей Kid A (2000) представлял собой ещё один стилистический эксперимент группы, активно ассимилировавшей элементы электронной музыки. В абстрактных звуковых пейзажах Kid A можно расслышать не только лид-вокал, гитару и фортепиано Йорка, но и его пассажи на электронных клавишных, бас-гитаре. Впоследствии он пробует себя как барабанщик.

В интервью, которые Том Йорк давал в разные годы, он неоднократно признавался, что терпеть не может «противный консерватизм в обществе, пронизывающий его душу», а сплетни, которые массмедиа нагнетают вокруг знаменитостей, приводят его в истерику. Будучи самой важной и креативной фигурой на современной британской сцене, Йорк всегда ведёт себя так, словно и не подозревает о своем статусе. Для него гораздо большее значение имеют сугубо творческие и профессионально-технические моменты. Поклонники ценят его аутентичное умение петь фальцетом, продемонстрированное в треках Fake Plastic Trees и How To Disappear Completely, его способность покорять самые высокие ноты регистра (в песнях Creep, Exit Music (For a Film), Let Down).

Пятый альбом Radiohead Amnesiac (2001) стал продолжением Kid A, основная часть материала создавалась ещё во время сессий 1999—2000 годов. Возвращаться к гармоничному гитарному року пятерка не собиралась.

Во время промокампании, приуроченной к изданию следующего лонг-плея Hail to the Thief (2003), фронтмен признался, что с удовольствием подготовил бы альбом, используя один только компьютер и забыв о существовании гитары. Через несколько лет он успешно реализует такую возможность (сольный альбом Йорка The Eraser)

Голос Йорка можно услышать в песнях Бьорк (I’ve Seen It All с альбома Selmasongs, в сингле Náttúra), Пи Джей Харви (This Mess We’re In, One Line и Beautiful Feeling с пластинки Stories from the City, Stories from the Sea), группы Drugstore (дебютный сингл El President, изданный на альбоме White Magic for Lovers), в кавер-версии песни Pink Floyd Wish You Were Here, записанной вместе с Sparklehorse, в сингле Rabbit in Your Headlights группы UNKLE.

Том Йорк также пел в специально созданной супергруппе Venus in Furs, которая подготовила саундтрек для фильма Тодда Хэйнса Velvet Goldmine (1998), посвященного глэм-року. Он записал вокальные партии для трех песен [11] .

В мае 2006 года Том Йорк сообщил, что он закончил работу над сольным дебютом, который увидит свет в ближайшие месяцы. Студийный релиз музыканта The Eraser, записанный вместе с давним продюсером Radiohead Найджелом Годричем, состоялся летом 2006 года [12] .

В конце 2009 года Йорк дал несколько концертов вместе со своей новой группой, а в начале 2010 года стало известно её название — Atoms for Peace.

Выступил в качестве композитора нового фильма Луки Гуаданьино «Суспирия». Из музыки, написанной к фильму, получился альбом, который включает 25 треков — сборник всех композиций вышел 26 октября 2018 года, в том числе и на виниле [13] .

Личная жизнь [ править | править код ]

Йорк живёт в Оксфордшире [14] . Он вегетарианец [15] [16] , а также занимается йогой и практикует медитацию. Его младший брат Энди был участником группы Unbelievable Truth с 1993 по 2000 года [17] .

С 1992 года Йорк состоял в отношениях с художницей и преподавательницей Рэйчел Оуэн, с которой познакомился во время обучения в Эксетерском университете [18] . У Йорка и Оуэн родилось двое детей — сын Ноа (род. 2001) и дочь Агнес (род. 2004) [19] . По сообщениям прессы, пара поженилась в мае 2003 года в Оксфордшире [14] . В августе 2015 они объявили о расставании «после 23 счастливых и творческих лет совместной жизни» [20] . Оуэн скончалась от рака 18 декабря 2016 года [21] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *